16 февраля 2018 года в Институте прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН в личном кабинете-музее Мстислава Всеволодовича Келдыша состоялось торжественное подписание Хартии о создании DAAAM Международной школы юных исследователей «Интеллектуальная роботроника».
Эта школа создана Международной лабораторией по проблемам информатики, мехатроники и сенсорики МИНОТ под руководством профессоров Андреева В.П. и Пряничникова В.Е. Базовыми учебными заведения являются две школы: московская школа № 1631 и наша школа "Логос М". Занятия проходят на площадке ЦТПО РГГУ. Ребята занимаются мобильной робототехникой, модульными робототехническими конструкциями, изучают основы интеллектуальных систем.
DAAAM International Vienna (Danube Adria Association for Automation & Manufacturing) ежегодно проводит Международный симпозиум, посвящённый актуальным инженерным и научным проблемам. В рамках подготовки и проведения этого симпозиума сформировалась международная сеть научного, академического и промышленного сотрудничества, начало которой было положено её основателем профессором Бранко Каталиничем (Branko Katalinic) 5 ноября 1990 года на Венском симпозиуме, посвящённом 175-летию Венского технологического университета. Идея заключалась в том, чтобы создать Всемирный форум для инженеров, учёных и промышленных менеджеров как площадку для обсуждения текущего состояния и передовых технологий производства и автоматизации. С момента создания DAAAM International состоялось 30 симпозиумов, работа которых проходила в таких Европейских странах как Австрия, Хорватия, Чехия, Босния и Герцеговина, Венгрия, Германия, Польша, Румыния, Словакия, Словения. За весь период существования DAAAM International участие в нём приняли более чем 10.000 учёных и экспертов из более чем пятидесяти стран мира.
В 2016 году на 27-м International DAAAM Symposium “Intelligent Manufacturing &Automation”, работа которого проходила 26-29 октября в г. Мостар (Босния и Герцеговина), впервые заработала секция школьных исследовательских работ, выполненных российскими школьниками старших классов. Инициатором привлечения будущих молодых исследователей стали ведущие специалисты Международного института новых образовательных технологий (МИНОТ) Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) совместно с педагогами Школы «Логос М» г. Мытищи в которой уже несколько лет практикуется проектный метод обучения.
Это был первый опыт выступления ребят «Логос М» на «взрослом» научном симпозиуме международного уровня с презентациями своих работ, выполненных в рамках дополнительного школьного образования. В соответствии с современными требованиями проведения международных научных конференций и симпозиумов все презентации и доклады ребят были выполнены на английском языке.
Отличительной особенностью работы школьной секции являлось то, что уже в 2016 году (задолго до организации массового использования средств дистанционного образования в период пандемии корона-вируса) были задействованы современные цифровые мультимедийные и коммуникационные технологии дистанционного проведения научных конференций. Поскольку представленные научно-исследовательские проекты выполнялись небольшими коллективами учащихся (2-4 человека), часть докладчиков представляли свои работы непосредственно находясь в зале проведения симпозиума в Боснии, а другая часть – в России в РГГУ, между которыми был организован коммуникационный канал с использованием так называемого защищённого цифрового канала связи (VPN-канал) через Интернет. Представление работ велось на двух экранах: на одном – показывались непосредственно слайды презентации, на другом – шла трансляция из визионариума РГГУ, где находились остальные участники представляемой работы, которые тем самым смогли лично представить свою часть выполненной работы. Работа секции, проходящей за рубежом, также транслировалась на второй экран в РГГУ. Тем самым создавалось виртуальное визуальное и голосовое объединение группы исполнителей проекта. Все участники презентации могли лично отвечать на вопросы, задаваемые слушателями – учёными, приехавшими на симпозиум со всего мира. К счастью, из-за не слишком загруженных каналов Интернет (ещё не началось массовое использование технологий дистанционного образования) трафик не прерывался, задержки были минимальны, и работа секции завершилась благополучно – школьники отлично подготовились и смогли успешно доложить результаты своего труда и ответить на английском языке на задаваемые вопросы.
По результатам работ и докладов учащихся, представленных на 27-м International DAAAM Symposium, был выпущен сборник исследовательских докладов, в который вошли 16 статей школьников. Большинство работ составляли аналитические материалы, посвящённые исследованиям Николы Тесла – выдающегося и загадочного учёного своего времени, серба по национальности, – и влиянию его изобретений на современную науку. Предисловие к сборнику написала профессор Радмила Дмитриевна Тонкович (г. Белград, Сербия).
В следующем 2017 году состоялся очередной 28-й International DAAAM Symposium, в работе которого также приняли участие школьники из России. На школьной секции симпозиума выступили со своими презентациями учащиеся школы «Логос М» к которым присоединились ребята из московской школы №1681. На этот раз симпозиум состоялся 8-11 октября в г. Задар (Хорватия). За прошедший с прошлого симпозиума год сотрудниками МИНОТ РГГУ были отработаны и усовершенствованы технологии организации коммуникационного канала и методика организации совместных выступлений докладчиков, разделённых территориально. Учтены возможности организации выступлений при наличии лишь одного экрана на каждом конце коммуникационного канала, определены и исправлены недостатки презентационного материала (размеры и качество рисунков, объём текста на слайде, размер шрифтов и т.п.), распределены роли и последовательность выступления докладчиков из одной группы и иная специфика. Выявлена необходимость серьёзной тренировки докладчиков, поскольку у столь молодых исследователей обычно отсутствует опыт представления своих работ на английском языке, тем более с учётом территориального разделения докладчиков. По возвращении учащихся в Россию в школе «Логос М» состоялось обстоятельное обсуждение результатов выступлений школьников на симпозиуме. В обсуждении приняли участие как учащиеся, так и учёные – участники симпозиума, а также его организатор и вдохновитель профессор Венского университета Бранко Каталинич, Президент DAAAM International Vienna.
В ноябре 2017 г. в рамках прошедшего Симпозиума DAAAM International, Международным институтом новых образовательных технологий РГГУ, Институтом прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Международной лабораторией «Сенсорика» и оргкомитетом DAAAM International было подписано Соглашение о создании Международной молодёжной школы «Интеллектуальная роботроника». Базовыми площадками реализации проекта стали НОУ Школа «Логос М» г. Мытищи и ГБОУ Школа № 1631 г. Москвы.
В 2018г. был опубликован очередной сборник научно-исследовательских работ учащихся школы «Логос М», в который вошли отдельные аналитические статьи из представленных на симпозиуме, посвящённые проблемам изучения и сохранения наследия великих учёных эпохи возрождения на примере учёного XVI века Фауста Вранчича – энциклопедиста, лексикографа, инженера, священника и дипломата, родившегося в 1551 году в Шибенике (Хорватия). Предисловие к сборнику написал Президент DAAAM International Vienna, профессор, доктор технических наук Бранко Каталинич.
24-27 ноября 2018г. в г. Задар (Хорватия) состоялся 29-й International DAAAM Symposium. В его работе, как и в прошлом году, приняли участие ребята из школы «Логос М». Девять статей, подготовленных школьниками были включены в опубликованный в 2019 году III-й сборник научно-исследовательских докладов, представленных на школьной секции симпозиума. На этот раз в опубликованные работы вошли не только аналитические статьи о достижениях хорватских учёных прошлого, включая Марка Антония де Доминиса (1560-1624) и учёного XIX века Славолюба Пенкалы (1871-1922), но и статьи из области современной интеллектуальной робототехники. В работе секции принял активное участие директор Института археологии Задарского университета доктор наук профессор Анте Углешич (Ante Uglešić), который написал предисловие к этому сборнику. В своём предисловии он отметил: «Сегодня стало очевидным, что информационные, коммуникационные, аудиовизуальные технологии – это инструмент принципиального переоформления и переосмысления окружающего мира, причём инструмент безальтернативный. Можно сказать, что закончился «меловой период» в истории культуры и образования, на смену ему пришла эпоха концептуально новых цифровых производственных устройств и технологий».
Дальнейшее развитие практики привлечения школьников к учебно-научной деятельности получило в рамках очередной поездки школьников «Логос М» на 30-й Симпозиум DAAAM International, который проходил 23-26 ноября 2019г. В 2020 году был подготовлен к публикации очередной IV-й сборник докладов учащихся – участников юбилейного симпозиума. Основная часть работ – это статьи, работа над которыми позволяет учащимся расширить свои знания о мире учёных, внесших революционный вклад в мировую науку, узнать о методах решения научных задач, ознакомиться с сущностью современных проблем. Однако, целый ряд практических проектов школьников в области интеллектуальной роботроники, которые выполнялись школьниками в МИНОТ РГГУ в рамках дополнительного школьного образования, не были представлены на симпозиуме и не вошли в сборники по причине их сложности, выполнить которые оказалось невозможно за короткий срок. Тем не менее, большая многолетняя работа учащихся по созданию радиоуправляемого робота на омниколёсах была представлена на другом симпозиуме.
Все, вышедшие к настоящему времени сборники научно-исследовательских работ учащихся – это плод труда молодых дарований. Цель таких публикаций заключается в том, чтобы показать школьникам, что научные исследования – это нелёгкий труд, требующий отличных и разносторонних базовых знаний, трудолюбия и увлечённости. Публикация результатов таких исследований учащихся крайне важна для их авторов. Это их первая в жизни публикация, которая является показателем того, что они обладают перечисленными качествами, конечно, в соответствии со своим возрастом. При подготовке статей и презентаций школьникам объясняется, что прежде, чем их работы будут приняты для участия в симпозиуме, они должны пройти рецензирование учёными-экспертами, и лишь затем авторы будут приглашены к участию в таком известном научном форуме, как Международный симпозиум DAAAM International. Так начинается их путь в большую науку.
Необходимо отметить ещё один важный аспект представления школьных работ; особенно это актуально в связи с охватившей мир пандемией коронавируса – организация работы школьной секции на всех 4-х прошедших симпозиумах была обеспечена сотрудниками школы и РГГУ с использованием современных цифровых технологий коммуникации, включая дистанционное участие с презентацией. Учащиеся освоили методику представления своих работ не только физически находясь на месте проведения симпозиума, но и дистанционно. Более того, ряд докладов были сделаны в условиях, когда докладчики – члены коллектива, выступающие с одной общей презентацией, территориально были разобщены и находились не только в разных помещениях, но и в разных городах и странах. Сегодняшний опыт дистанционной работы в режиме самоизоляции показал, что подготовить такой доклад совсем не просто, и то, что ребята успешно справились с этой работой, говорит о высоком профессионализме и квалификации их наставников.
Однако, дистанционные выступления с докладами не заменяют живое общение. Конференции и симпозиумы с личным участием учёных и специалистов, аспирантов и студентов будут продолжаться. Личные контакты никогда не заменят дистанционные «круглые столы». Споры, реплики в процессе обсуждения, дискуссии, личные контакты «глаза в глаза» создают ту замечательную атмосферу, в которой рождаются новые идеи – реализуется принцип коллективного разума, завязываются дружеские отношения между учёными, что способствует развитию научных направлений. Дух таких конференций завораживает и проникает в души учащихся – будущих учёных, участвующих в таких мероприятиях, что способствует их духовному развитию и формирует стремление заниматься научной деятельностью, опыт и знания передаются из поколения в поколение.
В процессе своей работы учащиеся на своём опыте должны убедиться, что жизнь учёного не состоит из одних праздников – симпозиумов и конференций. Чтобы результаты труда учащегося были приняты на научный форум достаточно высокого уровня и опубликованы в солидном рецензируемом журнале, необходимо крепко потрудиться и предложить новое решение проблемы, которое существенно продвинет наши знания о процессах, происходящих в природе, значительно облегчит физический или умственный труд, раскроет какие-либо неизвестные пока стороны взаимодействия идеального и материального.
В процессе руководства работой школьников над проектом следует убедить их в том, что век учёных-одиночек прошёл, что сегодня значительный вклад в науку и производство делают коллективы, состоящие из учёных, инженеров, лаборантов и техников. Лишь их совместный труд и использование современного научного оборудования позволяют решать сложные научные и технические задачи. Кооперация учёных, будь то внутри страны или объединение научных сил на международном уровне, существенно повышает эффективность научных исследований.
В качестве заключения отметим, что стать успешным учёным сможет только тот технически подготовленный человек, который владеет логикой и умеет качественно излагать свои мысли в статьях и презентациях. Грамотные речь и текст научных статей всегда будут привлекать и обращать внимание на результаты исследований. Поэтому необходимо убедить школьников в том, что такие предметы, как русский язык и литература, особо важны не только «гуманитариям», но и «технарям». Для этого так важно уметь писать качественные школьные сочинения – это залог успеха не только научных статей будущих учёных, но и основа логического мышления, гарантия получения достойной оценки своих научных достижений. Ещё один важный аспект научной деятельности состоит в том, что в качестве основного языка общения на международных форумах используется преимущественно английский язык. Поэтому учёный, не умеющий говорить, читать и писать на английском языке, не будет «услышан».
Не обязательно каждый школьник, занимающийся в Молодежной школе Интеллектуальной роботроники, должен состояться большим учёным. Главное – предоставить ему возможность найти своё призвание, показать, что в любой профессии стоит стремиться стать лучшим и тогда труд будет приносить удовлетворение.