Зачисление в первые классы начальной школы происходит по результатам собеседования психолога и логопеда с будущим первоклассником. Цель собеседования - определить психологическую готовность ребенка к процессу обучения, степень его мотивации и соответствие интеллектуального развития ребенка его возрасту.
Возможен приход ребенка на промежуточные ступени начального обучения, т.е. во второй, третий или четвертый класс, но нельзя сказать, что переходный период будет проходить легко и беззаботно, если изначально обучение ребенка проходило по традиционной системе. Тестирование ребенка психологом и учителем позволит составить индивидуальную программу обучения в переходный период и определить его продолжительность.
Программа обучения в начальной школе
Четырехлетняя начальная школа работает в рамках образовательной системы Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова. Эта система принципиально отличается от традиционной системы обучения. Содержание обучения в этой системе строится вместе с ребенком в классе за счет дискуссий. Учитель не приходит и не сообщает детям: «Мы будем заниматься тем-то и тем-то!», он дает им задание, организует обсуждение вокруг этого задания, а не ведет ребенка к получению ответа, который написан в методичке. Система Эльконина — Давыдова очень проста и сложна одновременно, так как требует от педагога полностью отбросить традиционные представления о процессе обучения, методах и способах. Педагог должен за счет обсуждения, за счет коллективной деятельности вывести детей на решение проблемы. То, что открыто ими самостоятельно, ни в какое сравнение по эффекту развития не идет с тем, что дети употребили готовеньким. Здесь все открывается заново, поэтому у детей появляется мотивация для успешной учебы.
Работа педагога в системе Эльконина-Давыдова требует нестандартности мышления, постоянного поиска и творчества. Такая активность способствует профессиональному росту педагога, он не стоит на месте, постоянно обучается вместе с детьми, ищет новые формы и способы создания учебных ситуаций.
Каковы же критерии оценки работы школы по системе Эльконина — Давыдова? Для наших педагогов свойственно повышенное чувство тревожности по сравнению с учителями традиционных систем. В традиционной системе в конце четвертого класса дети написали диктант на «отлично», выполнили контрольную работу по математике на «пять», и всем ясно, что у них хороший учитель. А в системе Эльконина — Давыдова результат работы учителя в большинстве случаев нельзя увидеть даже тогда, когда дети написали диктант и сделали контрольную работу. Результат часто скрыт от учителя, и он волнуется: а вдруг не получится на выходе из начальной школы продемонстрировать помимо «знаний, умений и навыков» еще и развитие мышления детей, а именно к этому мы и стремились все четыре года.
К концу начальной школы класс должен действовать как единое целое, уметь вместе решать поставленные задачи и направлять на это свои общие усилия. Ребенок, обучаемый по системе Эльконина — Давыдова, не отходит в сторону, когда возникает нестандартно поставленная задача, и нет в багаже заученного алгоритма решения. Он пытается понять, что это за проблема, пытается найти способы ее решения, определить, какие ресурсы нужно привлечь для решения. Этим он и отличается от ребенка, обучаемого в традиционных системах, и именно это отличие даст ему впоследствии возможность найти самостоятельно решение проблем, которые поставит перед ним жизнь, а значит, и добиться успеха.
Дополнительная информация и ответы на вопросы о программе Эльконина-Давыдова
Педагоги начальной школы
Андреева Светлана Анатольевна. Учитель начальных классов. Окончила Московский заочный педагогический институт. Награждена памятным знаком МАРО. Педагогический стаж с 1983 года. В школе Логос М работает с 1995 года. Завуч начальной школы.
Учителя начальной школы
Наши события