Размер шрифта: А А А
Цвета сайта Ц Ц Ц
Изображения
Кернинг

Простые и действенные техники психологической самопомощи, заботы о себе и своих близких в условиях самоизоляции

Школьный психолог подготовила материал для родителей о методах психологической самопомощи, заботы о себе и своих близких в условиях самоизоляции.

 Ситуация настоящего времени научила каждого из нас относится к своему пребыванию на карантине осознанно, с пониманием того, что от поведения любого человека зависит безопасность, комфортность и психическое здоровье тех людей, которые находятся рядом.

      Та ситуация, в которой мы сегодня оказались дает нам возможность работать в новых условиях и ставит перед нами вопрос: «Что мы должны сделать чтобы обычные повседневные действия помогли нам в сложной непростой ситуации?»

      Настоящая статья – это мой разговор с вами о том, с чем все мы столкнулись, когда вошли в эту чрезвычайную историю, а также попытка предусмотреть запросы родителей в каждом моменте самоизоляции с ее волнениями и тревогами.

      На первом этапе карантина актуальными вопросами оказались следующие: как организовать свое время, работу и обучение, как подключиться к ресурсам, как скачать и установить учебные или рабочие онлайн-платформы, где взять столько электронных приборов и как все это организовать в отношении детей.

     Второй момент нашей изоляции: как помочь ребенку определить режим рабочего дня, как провести с ним работу по тайм-менеджменту, как вписать свой рабочий график в учебный процесс ребенка.

     Третий момент, как отобрать ресурсы для использования, как обеспечить физическую безопасность, например, активные игры в помещении, как дозировать использование компьютера и тому подобное.

      Встал вопрос психологической безопасности: как адаптироваться нам, взрослым, в этих условиях, когда мы находимся на одной территории и 24 часа в сутки должны вместе учиться, работать и жить. И здесь, конечно, конфликтным ситуациям есть место.

      И не успели родители адаптироваться к предыдущим пунктам, как появляются новые области повышенной тревожности:

  1. Область образования детей сегодня и завтра. Изменения, происходящие в сфере образования (заменит ли дистанционное обучение традиционный формат, будет ли продлен учебный год, как будет организован Последний звонок, будет ли обучение на летних каникулах, как ученики будут сдавать ОГЭ, ЕГЭ, как будут выставляться итоговые оценки за год, будут ли «Дни открытых дверей», будем ли мы учиться летом, как в этом году будут зачислять в первый класс и тому подобное).
  2. Социальная поддержка в кризисной ситуации (не потеряю ли я работу, смогу ли выплатить… если я потеряю работу или рухнет мой бизнес, как долго все это продлится).
  3. Вопросы психологической безопасности взрослого населения.
  4. Вопросы физической и психологической безопасности детей разного возраста.

     И самое главное это отпуск. Всем нам важно понять, как мы проведем это лето.

      На каждой стадии самоизоляции видим формулируемые ситуацией страхи родителей, которые передаются детям и получается, что нашим детям тоже нужна психологическая поддержка.

      Важно понимать, что мы все испытываем стресс и вы:

  • не одни, мы все находимся в одинаковых условиях, не только вся страна, весь мир находится в таких условиях, и не так давно;
  • нужно успокоить себя и не дать перекинуться нашему страху на наших маленьких и на наших самых взрослых членов семьи;
  • не можете изменить внешние обстоятельства, ваши обсуждения ситуации ее не изменят, но добавят вам проблем;
  • у вас появился новый ряд задач, а не проблем;
  • можете испытывать тревогу и это нормально, но мы каждый можем помочь себе, потому что у нас есть жизненный опыт.

     Наше эмоциональное состояние зависит от нашего образа мышления и реакции на происходящее. Помочь остаться в спокойном состоянии поможет следующее:

  1. Очень важно блокировать свое воображение, если оно начинает разыгрываться в сторону «триллера» или «апокалипсиса». Как только вы заметили, что начинаете строить негативные прогнозы, включайте волевые усилия, остановите мысленный процесс и скажите себе: «Стоп!». Наша задача не дать захватить нас панике и вернуться к позитивным делам.
  2. Принимайте адекватные меры предосторожности.
  3. Ограничивайте потребление медиаконтента, чтобы не допустить инфодемии. Медиа становятся разносчиками хаоса и паники. Ученые работают дни и ночи, чтобы лучше понять вирус и найти способы ограничить его воздействие. Стоит довериться им.
  4. Используйте свой опыт преодоления трудностей. Вспомните, какие приемы у вас срабатывали, для того чтобы успокоиться. Например, вам может помочь внутренний диалог, конкретные аналитические факты, мнение специалистов, или разговор о волнении с другом, членом семьи, психологом.
  5. Составьте список того, что будет для вас приятным даже в таких стесненных обстоятельствах.
  6. Создавайте новые ритуалы и вспоминайте старые.
  7. Находясь долгое время в одном пространстве мы, конечно, начинаем от этого уставать и мы прощаем себе это. Главное, о чем следует помнить: мы должны иногда иметь возможность уединиться и не обращать внимание на теневые слабости наших ближайших близких. Мы каждый имеем недостатки.

      Для детей любого возраста карантин так же стресс: не общаться со сверстниками, не гулять на детской площадке, не ходить в спортивную секцию, в кружки, в сад или школу, а самое главное, видеть рядом маму или папу и не подходить к ним, когда хочешь, потому что они сейчас ведут конференцию – и это мучительно. Ребенок не может обратиться к своему родителю, потому что тот занят на онлайн работе.

       Важно объяснить ребенку, не драматизируя ситуацию, для чего нужен карантин, что карантин создает некоторые условия и планы, а значит необходимо зафиксировать кто когда свободен, чтобы объединиться вместе и провести замечательно и эффективно свое время, приготовить что-нибудь вкусненькое, позаниматься фитнесом, поиграть, посмотреть интересные передачи.

       Таким образом, хорошо бы легализовать происходящее и использовать планирование, обсудить с семьей, как бы вам хотелось прожить этот период, поделиться своими переживаниями. Полезно будет создать семейное расписание и определить общие мероприятия и личные, когда важно, чтобы никто не мешал.

       Распорядок и договоренности – это элементы стабильности. Они создают опору и устойчивость семейной системы, помогают снизить уровень тревоги у взрослых и детей.

       Несомненно, обстановка в семье и доме зависит от взрослых, которые поддерживают благоприятную, дружескую семейную атмосферу. И если мы вздохнем и выдохнем и скажем: «Это моя семья и мне ценно, чтобы она осталась такой и не изменилась в период карантина, ну, может быть, стала только крепче и дружнее. Я не дам внешним обстоятельствам поменять внутренний уровень взаимосвязей в нашей семье. Я все сделаю, чтобы она осталась мирной, спокойной, счастливой и довольной».

       Хвалите друг друга, одаривайте комплиментами, шутите. Относитесь друг к другу бережно. Поддерживайте семейные ритуалы, придумывайте новые, которые объединят вас.

Помните, каждому из нас не хватает личного пространства. Присмотритесь и возьмите на вооружение привычки ваших близких. Кто-то любит вставать рано и попить кофе в одиночестве. Кому-то важно побыть подольше в душе. Это не сложно, дать родным возможность сохранить такие ритуалы и не вторгаться в это время.

       Проявляйте творческий подход к организации личного пространства:

  1. Ходить в магазин или выгуливать питомцев по очереди
  2. Освоить балкон или принимать ванны, чтобы отдохнуть друг от друга
  3. Переставить мебель, чтобы зонировать комнату и отделить каждому свой уголок.

       И конечно же питание, сон и активность. Следите за своим здоровьем и здоровьем членов семьи. Важно высыпаться.

        И не лишать себя общения с близкими вам людьми. Вы можете разговаривать с друзьями, коллегами, знакомыми, родственниками по телефону, организовать конференц-связь с использованием современных онлайн-ресурсов (например, skуpе, zoom). Благодаря этим ресурсам мы можем и поужинать вместе.

        Позитивное общение с близкими людьми является мощным ресурсом психологической поддержки в сложной ситуации. Не бойтесь потратить на это время.

       Если вы выполняете работу удаленно, оборудуйте свое рабочее место и определите свое рабочее время: начало, обеденный перерыв, окончание работы и несколько коротких перерывов. После рабочего дня обязательно отдых.

      За счет того, что вы высвободили некоторое время, которое тратили на дорогу к работе, сможете часть его потратить на себя? Сможете убедить своих близких, что им нужно поступить также?

      Нужно понять, что оставаться дома в изоляции – это не «наказание». Новые навыки и знания, интересные дела ждут вас. Мы сейчас имеем много ресурсов, которые дают нам возможность посетить зарубежные музеи, оперы, выставки, лекции, заняться самообразованием и все это возможно сделать вместе с нашими детьми.

       Но не будем перебарщивать и часть работы передадим нашим детям, потому что они умеют это делать и для них это тоже новый вид деятельности, которые мы поможем им освоить.

      Обсудите с ребенком, чем бы он хотел заняться самостоятельно. Предоставляя ребенку возможность заниматься интересным для него делом, вы высвободите время для себя и других близких.

      Таким образом, период самоизоляции – это тот момент, когда появилось много интересных ресурсов и возможность делать то, что вам нравится. Старайтесь обращать внимание на положительную часть того, что с вами происходит.

        Период самоизоляции – это новые и достаточно сложные для семьи условия. Основная задача – сохранить себя, сохранить детей, близких, их и свое физическое и психическое здоровье.

      Чаще занимайтесь тем, что действительно помогает вам расслабиться, восполняет ваши ресурсы и успокаивает.

      Сохраняйте привычные для семьи традиции: если вам нравилось ходить в кинотеатр по выходным, устраивайте такие же семейные кинопросмотры дома.

      И если мы дадим самостоятельность нашим детям, то у нас появится немного времени провести его вместе с нашими мужьями/женами и другими близкими.

       Надеюсь, эти рекомендации помогут вам в стрессовой ситуации, в которой все мы сегодня оказались и спокойно выйти из нее.

       А я всегда рада поддержать, оказать психологическую поддержку на платформе zoom или skype. По всем вопросам и запросам пишите мне на электронную почту Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

С уважением, Наталья Александровна.

О школе

Наши партнеры

МГУ

HSE

Razv

Я.Ккласс

LEGO

ВРО

Sodr

Liga

Minot

РГГУ

UBC

Педсовет

Aver

Gai

Интерурок

Универ

Фест

Федер

Rosnano