Размер шрифта: А А А
Цвета сайта Ц Ц Ц
Изображения
Кернинг

Андреева Светлана Анатольевна

Андреева Светлана Анатольевна. Учитель начальных классов. Окончила Московский заочный педагогический институт. Награждена памятным знаком МАРО. Педагогический стаж с 1983 года. В школе Логос М работает с 1995 года. Завуч начальной школы.

Начальная школа более 15 лет работает по системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова, которая полностью отвечает новым целям образования, определенным современным ФГОС и Концепцией модернизации российского образования, принятой Правительством РФ.

Педагогический состав начальной школы - это высококвалифицированные специалисты, прошедшие обучение в Открытом Институте «Развивающее образование» и имеющие большой опыт работы. Трое из них награждены Памятным знаком «Международной Ассоциации Развивающее обучение», а остальные имеют Почетные грамоты МАРО. 

На часто задаваемые вопросы о программе обучения в начальной школе отвечает заместитель директора Андреева Светлана Анатольевна.  

  1. Зачем вообще нужно столько новых программ обучения? Зачем менять то, что проверено временем, на всякие новшества?
  2. Чем отличается обучение по системе Эльконина – Давыдова от традиционного обучения?
  3. А не получится ли, что дети будут изобретать все время что-то свое, а богатства человеческой культуры не освоят?
  4. Каковы результаты такого обучения? Что получат дети, обучаясь по этой системе?
  5. Почему система Эльконина – Давыдова не стала очень распространенной в России?
  6. Любой ли ребенок может учиться по системе Эльконина – Давыдова?
  7. Как готовить ребенка к школе?
  8. Нужна ли специальная подготовка ребенка к обучению в школе по системе Эльконина – Давыдова?
  9. Какие основные трудности испытывают дети, перешедшие в школу, работающую по системе Эльконина – Давыдова, из традиционной школы?
  10. Зачем детям задают такие вопросы, на которые не каждый взрослый ответит?
  11. Мы можем услышать, что наша программа очень сложная. Неужели нельзя учить маленьких детей как-нибудь попроще?

 

1. Зачем вообще нужно столько новых программ обучения? Зачем менять то, что проверено временем, на всякие новшества?

За последнее десятилетие появилось множество новых программ и учебников, и каждый из них основывается на определенной концепции, новом взгляде авторов на то, чему и как надо обучать младших школьников. Если принять во внимание перемены, произошедшие в нашем государстве за эти десять лет, это становится понятным. Вы говорите: почему бы не учить детей так, как учили нас с вами? Но давайте задумаемся: нынешнее поколение родителей младших школьников училось в 70-е годы. Согласитесь: это была совсем другая страна, другое государство, другие идеалы, другой уклад общества – одним словом, другая эпоха! Можем ли мы учить сейчас так же, как учили 30 лет назад? Не получится ли, что мы вырастим граждан несуществующего государства

Чтобы более полно ответить на ваш вопрос, предлагаю задуматься: в чем, на ваш взгляд, состоит главная цель современного образования

Если понимать обучение чисто практически, т.е. как нацеленное исключительно на приобретение практических навыков (например, чтения, письма и счета), действительно, эти задачи неплохо решались и 30, и 100 лет назад. И если считать, что мы ведем своих детей в школу только для того, чтобы они научились писать без ошибок и решать примеры, то можно учить ребят методами столетней давности. Но если все-таки говорить об обучении как об источнике развития личности, надо понимать, что навыки, формируемые в начальной школе, – не самоцель. Тем более что некоторыми из них (например, чтением) многие дети владеют еще до школы. Обучение навыкам – лишь средство развития общих способностей ребенка, благодаря которым он сможет в дальнейшем самостоятельно учиться, т.е. учить себя самого. Умение учиться – это способность к самоизменению, которая проявляется в умении ребенка поставить перед собой определенную задачу (а это предполагает видение ребенком границ своих возможностей), способности к самостоятельному поиску средств решения этой задачи, последовательному осуществлению намеченных шагов, осознанию их результатов. Если ребенок обладает такими способностями, любые его действия (в том числе и жизненно важные решения) приобретают осознанный характер. В будущем он легко сконцентрируется на том, что ему интересно, сможет выбрать в соответствии с этими интересами профессию, совершенствоваться, а при необходимости и сменить профессию, освоить новую специальность. Это именно то, чего требует современное быстро меняющееся общество от человека. И на наш взгляд, подлинный смысл современного образования состоит в развитии именно таких способностей личности. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – один из возможных путей реализации такого образования.

 

2.Чем отличается обучение по системе Эльконина – Давыдова от традиционного обучения?

В традиционной школе ученикам предлагается знание в готовом виде. Учитель показывает, как надо действовать; ученики более или менее успешно и старательно воспроизводят действия учителя.

Учителя, работающие по системе Эльконина – Давыдова, предлагают детям задания, выполняя которые (разумеется, с помощью учителя) ученики самостоятельно открывают новые способы действия, необходимые для решения целых классов практических задач. Совместный поиск учениками основных принципов устройства изучаемого предмета, самостоятельные детские догадки, споры, в которых дети учатся оценивать точность и полноту каждой догадки – вот основные характеристики уроков в нашей школе.

 

3. А не получится ли, что дети будут изобретать все время что-то свое, а богатства человеческой культуры не освоят?

Совместная поисковая работа класса ведется под руководством учителя. Учитель строит ситуацию поиска так, чтобы ученики обнаруживали наиболее существенные знания и способы действий. Именно эти знания и способы действий составляют основу человеческой культуры. Мы стремимся дать нашим ученикам возможность почувствовать себя творцами, когда они открывают для себя, к примеру, принцип построения таблицы умножения или художественной композиции.

 

4. Каковы результаты такого обучения? Что получат дети, обучаясь по этой системе?

Самый главный результат – это развитие детского мышления и сознания. При прочих равных, школьники, учившиеся по системе Эльконина – Давыдова, в нестандартной ситуации (новая задача, новые условия действия и пр.) способны найти подходящий способ действия, отыскать новое знание существенно чаще, чем школьники из традиционных школ. Выпускники школ, работающих по системе Эльконина – Давыдова, демонстрируют гораздо более выраженные способности понимать точку зрения другого человека, оценивать разнообразные, зачастую противоречивые мнения по какому-либо вопросу, прогнозировать развитие имеющейся ситуации.

 

5. Почему система Эльконина – Давыдова не стала очень распространенной в России?

Обучение по системе Эльконина – Давыдова носит естественный характер для ребенка, так как предполагает опору на его собственные активные действия. Однако это создает особые трудности для учителя, который должен научиться не мешать детям осуществлять поиск, а лишь направлять их, помогать им. Это почти невозможно для человека, который привык быть «истиной в последней инстанции». Учителя нуждаются в серьезном «переучивании», иногда требующем осознания собственных ценностей и приоритетов. Именно отсутствие масштабной подготовки и переподготовки учителей к работе по этой системе мешает, в первую очередь, широкому распространению системы Эльконина – Давыдова.

 

6. Любой ли ребенок может учиться по системе Эльконина – Давыдова?

Некоторые считают, что по системе Эльконина – Давыдова могут учиться только специально отобранные дети, потому что часто в первый класс проводится отбор. Однако отбор, как правило, связан с невозможностью принять в школу всех желающих, а не с какими-то специальными требованиями к детям. Известны случаи, когда классы коррекционного обучения обучались по системе Эльконина – Давыдова (в Красноярске и Перми), и это создавало возможность для таких детей сровняться к концу начальной школы в достижениях со своими сверстниками и поступить в обычный пятый класс.

Но не следует думать и наоборот, что система Эльконина – Давыдова ориентирована на слабых, неподготовленных к школе детей, поскольку в первом классе очень долгий «добуквенный» период в изучении русского языка и долгий «дочисловой» период в изучении математики. Это связано с необходимостью выстроить развернутое полноценное детское практическое действие до того, как переходить к его описанию и анализу. Дети должны научиться практически сравнивать длины, площади, объемы, массы или различать, определять характер всех звуков в произносимых словах прежде, чем они начнут действовать с их заместителями – числами и буквами.

Точнее будет сказать, что такая система обучения ориентирована на ребенка (на любого ребенка), но не на любого взрослого.

 

7. Как готовить ребенка к школе?

«Молодость – чудесная вещь. Сущее преступление – отдавать ее детям, чтобы те тратили ее попусту».

Бернард Шоу

Очень часто родители думают, что готовить ребенка к школе означает учить его считать, писать, читать. На самом деле, самая лучшая подготовка ребенка к школе – это полноценно прожитый период дошкольного детства, во время которого, играя (не на компьютере!), рисуя, слушая и переживая сказки, занимаясь конструированием, прыгая и бегая, помогая в домашней работе маме и папе, ребенок:

•развивает воображение, способность фантазировать, представлять в уме;

•осваивает умение расшифровывать простейшие схемы и чертежи;

•научается произвольно удерживать свое внимание, заниматься долго (не менее получаса) нелегким, но интересным делом;

•осваивает культуру взаимоотношений между людьми;

•приучается выслушивать других людей и формулировать свои мысли, чувства, желания так, чтобы быть понятым;

•развивает моторику (способность совершать точные и координированные движения), в том числе и мелкую моторику руки, необходимую для письма.

Если дошкольное детство прожито полноценно, то обучение в школе не создаст для ребенка непреодолимых трудностей.

 

8. Нужна ли специальная подготовка ребенка к обучению в школе по системе Эльконина – Давыдова?

Специальная подготовка не нужна. Однако в нашей школе будет легче тому ребенку, чьим родителям удается пробудить, а не погасить любознательность малыша, научить его доискиваться ответов на свои вопросы.

 

9. Какие основные трудности испытывают дети, перешедшие в школу, работающую по системе Эльконина – Давыдова, из традиционной школы?

Эти дети часто оказываются не готовыми к совместной поисковой работе класса. Они не умеют работать в группе без постоянного контроля учителя, поскольку воспринимают групповую работу как возможность расслабиться и пошуметь. Они часто не умеют наладить культурное деловое общение в такой работе.

Особую трудность для них представляет, как правило, риск творческой работы – высказывание догадок и предположений. Они боятся оказаться неправыми, продемонстрировать свое незнание.

Стандартного прогноза для таких детей нет. Многие из них быстро адаптируются в новых условиях и начинают с удовольствием работать наравне с одноклассниками. Другие, наоборот, так и не могут «вписаться» в непривычную для них учебную работу.

 

10. Зачем детям задают такие вопросы, на которые не каждый взрослый ответит?

Нередко ребенок получает домашнее задание – подумать над вопросом – и просит помощи у родителей. Родители могут не понять вопроса (потому что не знают контекста его возникновения) или не знают ответа на этот вопрос. Часто родители, помнят по своему опыту обучения в школе, что на каждый заданный вопрос должен быть правильный (чаще всего – единственно правильный) ответ, и не знают, как помочь ребенку. Перерыв справочники и Интернет, и позвонив другим родителям своего класса, родственникам и знакомым, они не находят однозначного и доступного пониманию ребенка начальной школы ответа. Тогда, не придумав ничего лучшего, они пытаются на доступном ребенку языке объяснить ему теорию относительности, теорию чисел, раздел современной лингвистики и пр.

Родители, дети которых обучаются в школе по системе Эльконина – Давыдова, не должны снабжать ребенка готовыми ответами на вопросы домашних заданий. В этой системе предусмотрена специальная работа с детскими вопросами и гипотезами. Это многолетняя работа, она ведется практически на всех уроках, и ее задача – приучить детей к самостоятельному умственному усилию. При этом «самостоятельно» не значит в одиночку; напротив, большинство детских догадок возникают и оформляются именно в совместной работе. Когда учитель на уроке выслушивает разные предположения детей, он помогает несколькими способами, которые и Вам могут пригодиться.

1. Нейтрально – доброжелательная оценка любого детского предположения: «Любопытно. Интересное предположение». Ни одно мнение не объявляется сходу «неверным», а тем более «глупым». Ребенок должен быть уверен, что в этой школе мыслить и делиться своими мыслями – почетно и безопасно. Хорошо бы и дома он получал от родителей те же установки.

2. Уточнение формулировки детского предположения. Только что возникшая мысль ребенка зачастую сформулирована довольно коряво. Взрослый может повторить высказывание ребенка, чуть-чуть отредактировав форму выражения. Например, переспросите ребенка так: «Правильно ли я тебя понял, что ты хочешь узнать … (далее Вы повторяет своими словами вопрос задания)? И ты считаешь, что … (далее Вы повторяет своими словами мысль ребенка)».

Даже занимаясь с первоклассником, весьма полезно записать вопрос и самый первый ответ, а потом добавлять к исходной записи новые мысли. Занимаясь с учеником 4 – 5 класса, составлять письменный текст размышления – лучшая форма помощи при подготовке домашнего задания. Техническая помощь взрослого в оформлении записи в высшей степени приветствуется!

3. Сравнение разных точек зрения по одному и тому же вопросу. Даже в классе не всегда удается услышать несколько разных точек зрения: мысли детей могут застрять на какой-то несущественной детали, отвлечься от темы, ходить по кругу… В развитии детской мысли помощь взрослого неоценима. Но и здесь не следует спешить с собственной точкой зрения. Помогите по-другому: «Может быть, стоит попробовать сделать…, подумать еще над… » Приведите пример, подтверждающий и/или опровергающий детскую мысль. Помогите ребенку найти книгу (лучше – книги) или сайты, где можно поискать ответы.

 

11. Иногда мы можем услышать, что наша программа очень сложная. Неужели нельзя учить маленьких детей как-нибудь попроще?

– Да, нам часто говорят, что наша программа очень сложная. Но заметьте: об этом нам говорят либо родители, либо учителя, либо администраторы, рецензенты, управленцы – т.е. говорят нам об этом только в з р о с л ы е. Дети, которым и адресовано наше содержание, почему-то так не говорят.

У взрослого человека и ребенка может быть совершенно разное восприятие одного и того же. Ведь взрослый человек любую новую информацию как бы "примеряет" к своему прежнему опыту, прежним знаниям, которые зачастую формализованы, стандартизированы, "заштампованы". Если новая информация, новые знания не укладываются в "прокрустово ложе" прежних представлений человека о чем-либо, происходит ломка стереотипов. Именно это и является наиболее сложным, подчас даже болезненным процессом для человека. Вот и получается: что нам кажется чрезмерно сложным, ребенок может усвоить достаточно быстро, но при одном условии – то, что ребенок должен усвоить, должно быть ему необходимо для решения какой-то определенной задачи и должно появиться как результат его собственных действий.

Поэтому я бы предостерегла вас, дорогие родители, решать за детей, что они могут, а что нет, что им сложно, а что нет. Наверное, вы знаете, что детские возможности намного больше, чем мы с вами их представляем. Пусть они пробуют свои силы! И нет никакой трагедии в том, что дети усваивают один и тот же материал с разной скоростью и на разном уровне.

А создать оптимальные условия для индивидуального продвижения каждого ребенка в материале – это уже задача авторов учебников и, конечно, учителя, правильно использующего эти учебники.

 

Мы в соцсетях:       

Наши партнеры

МГУ

HSE

Razv

Я.Ккласс

LEGO

ВРО

Sodr

Liga

Minot

РГГУ

UBC

Педсовет

Aver

Gai

Интерурок

Универ

Фест

Федер

Rosnano